Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Работа со слабоуспевающими
МОУ лицей «Экос»
План работы
со слабоуспевающими учащимися
Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; реализация разноуровнего обучения; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Программа деятельности учителя-предметника
со слабоуспевающими учащимися
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся;
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год
Мероприятия
|
Срок
|
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
|
Сентябрь
|
2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
|
В течение учебного года.
|
3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, СМО)
|
В течение учебного года.
|
4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
|
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
|
5.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
|
В течение учебного года.
|
6. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.
|
В течение учебного года.
|
7. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
|
В течение учебного года.
|
№
|
Вид работы
|
Срок выполнения
|
Итог работы
|
|
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
|
Сентябрь
|
|
|
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы.
|
Сентябрь
|
|
|
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
|
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
|
|
|
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
|
В течение учебного года.
|
|
|
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
|
В течение учебного года.
|
|
|
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
|
В течение учебного года.
|
|
Работа со слабоуспевающими учащимися по русскому языку
Этапы урока
|
Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости
|
В процессе контроля за подготовленностью учащихся..
|
- Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
- Тщательно анализировать ошибки, допускаемые суворовцами в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.
- Контролировать усвоение материала учащихся , пропустившими предыдущие уроки.
- По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.
|
При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
|
- Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы,
- Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала .
- Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала.
- Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков.
- Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.
|
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
|
- Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.
- Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
- Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы.
|
При организации самостоятельной работы учащихся в часы самоподготовки
|
- Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы.
- Систематически давать задания по работе над типичными ошибками.
- Четко инструктировать учащихся (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ.
- Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями.
- Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих и выполнение определенных заданий.
- Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы.
- В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения.
|
Действия учителя со слабоуспевающими
Учащимися на достижение успеха в учебе.
Общая стратегия
|
Методы
|
Изменить методы обучения
|
- Использовать конкретные учебные материалы.
- Разнообразить методы обучения
|
Обеспечить дополнительные занятия
|
- Дополнительная помощь от учителя.
- Помощь одноклассников (консультантов).
|
Воодушевлять и поддерживать
|
- Высказывать одобрения, комплименты, поддержки., стремящихся улучшать успеваемоемость.
|
Формировать уверенность в себе
|
- Акцентировать улучшения в учебе.
- Отмечать привнесенный вклад.
- Мотивировать на учебу
- Демонстрировать свою веру в успех.
- Признавать трудность задач..
- Ограничивать время выполнения задачи.
|
Напоминать прошлые успехи
|
- Анализировать прошлые успехи.
- Разрешать повторять прошлый успех.
|
Признавать достижения
|
- Одобрение в слух.
- Одобрительные записи в «кляузник».
- Поощрительные оценки, призы …
- Предоставление учебных льгот.
|
Поощрять учащихся.
|
- Приглашать учащихся в качестве консультанта к учащимся младших классов.
- Ставить в пример
|
. Некоторые рекомендации по работе со слабоуспевающими
Контролировать:
- наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
- наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.
Требовать:
- проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
- обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.
- обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
- выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
- посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.
Оказывать помощь:
- в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
- в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания учащимися учебного материала.
Работа ученика по заданию учителя
|
|
Русский язык
|
1. Выполнение заданий на самоподготовке
|
а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.
б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.
|
а) Выборочный опрос.
б) Прове0рить наличие выполненного упражнения в тетради.
|
2.Пятиминутки русского языка
|
Записать и выучить слова.
|
а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов
б) Выборочный опрос.
в) Проверка наличия записанных слов.
|
3. Работа над ошибками
|
Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями учителя.
|
Проверить наличие работы над ошибками.
|
4. Индивидуальные задания
|
После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).
|
а) Выборочный опрос по указанному материалу.
б) Проверить наличие выполненного задания.
|
5. Каникулярные задания
|
а) Выучить указанный учителем теоретический материал.
б) Выполнить указанные упражнения.
|
а) Выборочный опрос по теории.
б) Проверить наличие выполненного задания.
|
6. Дополнительные занятия
|
а) Задать вопросы по непонятному материалу.
б) После объяснения учителя выполнить указанное задание.
|
Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися
|
Литература
|
1. Выполнение занятий на самоподготовке
|
а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.
|
а) Выборочный опрос на знание текста произведения.
б) Проверка наличия выполненного задания.
|
Выводы:
1. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;
2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по русскому языку
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Отметка о выполнении
|
-
|
Анализ итогов краевых тренировочно-диагностических работ.
|
После написания работы
|
|
-
|
Информирование родителей об итогах успеваемости учащихся.
|
Постоянно
|
|
-
|
Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе)
|
Январь – май
|
|
-
|
Ведение диагностических карт (мониторинг выполнения заданий каждым учеником по краевым тренировочно-диагностическим, самостоятельным и другим работам)
|
Декабрь – май
|
|
-
|
Работа по листам самоконтроля
|
Постоянно
|
|
-
|
Проведение дополнительных занятий (по отдельному графику)
|
1 раз в неделю
|
|
-
|
Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня)
|
Постоянно
|
|
-
|
Индивидуальные консультации, занятия
|
Постоянно
|
|
-
|
Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся.
|
Постоянно
|
|
-
|
Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы
|
До 28 числа каждого месяца
|
|
Причины неуспеваемости doc
Рекомендации, по работе со слабоуспевающими doc
ЭТИКА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Сколько тревог и волнений, радости и отчаяния, заботы и тепла, отданных детям, пережитых вместе с ними, стоит за понятием "руководитель класса"!
В работе классного руководителя нет предела совершенству.
Вы все разные, так же как и разные дети, которых Вы любите, оберегаете и опекаете, ведете по трудной и интересной школьной дороге достижений. Но объединяет всех одно: искреннее желание помочь своим воспитанникам, уберечь от ошибок, предостеречь от неприятностей, добиться вместе с ними УСПЕХА!
В зависимости от возраста учеников у Вас разные роли: если у Вас младшие дети, Вы — няня, опекун, гувернер; старшие дети, Вы — куратор, друг, наставник. Но всегда отношение между Вами и Вашими учениками выстраиваются на основе взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. Педагогика Сотрудничества и Сотворчества предполагает следующие принципы:
- Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом, и я постараюсь все сделать для этого.
- Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду относиться к детям так, как бы хотела, чтобы они относились ко мне.
- Я не всезнайка, поэтому я и не буду казаться ей быть.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить себя.
- Мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.
- Мне нравится, когда меня принимают такой, какая я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я — человек и склонна ошибаться, поэтому я буду терпелива к ошибкам детей.
- Почти всему, что я знаю, я научилась на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести собственный опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
- Я постараюсь привить детям справедливость, терпимость, упорство, и научу их ненавидеть ложь и любить правду.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитна, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Чтобы это у меня получилось, я не забуду:
- входить в класс с улыбкой;
- при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;
- быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной;
- вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;
- вселять в ребенка веру в себя, если на его пути встречаются трудности, так как они развивают способности;
- радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;
- извиниться, если не права;
- что среди детей не должно быть "любимчиков", в каждом можно найти предначертанное ему.
Я не буду:
- воспитывать слишком самонадеянных — их будут избегать; слишком скромных — их не будут уважать; слишком болтливых — на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых — с ними не будут считаться; слишком суровых — от них трудно отмахнуться; слишком добрых — их растопчут.
Я буду:
- учить их быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными, правдивыми;
- жить полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с детьми, увлекаться и удивляться, шутить и смеяться;
- нести детям добрую энергию.
В общении с родителями буду помнить, что:
- дети — самое дорогое в жизни родителей;
- каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной;
- каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения;
- только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
|
|